Школьные страхи

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Школьная фобия представляет собой особую форму страха разлуки. Этот страх считают патологическим, когда он слишком силен и длителен или когда он возникает в подростковом возрасте, в котором он уже должен быть преодолен. В основе страха лежит чрезмерная привязанность к матери, которая тоже отличается тревожностью и не позволяет ребенку быть самостоятельным. Проявляется уклонением от посещений школы, обычно под предлогом соматических жалоб перед необходимостью идти в школу.

Мать часто испытывает чувство вины, запрещает себе и мужу критиковать ребенка и вновь чрезмерно опекает его. Ребенок с раннего возраста отличается повышенной пугливостью, испытывает из-за этого трудности при посещении детского сада и школы. После отрицательных результатов соматического обследования родители пытаются отправить ребенка в школу насильно, при этом у него может развиться паническая атака и серьезные конфликты с родителями – обычно с матерью, которую он не отпускает от себя, боясь остаться дома в одиночестве. У него постепенно нарастает социальная изоляция, возникает отставание в учебе. Он боится, что по возвращению в школу столкнется с насмешками товарищей, которые будут считать его прогульщиком и лентяем или больным. Таким образом, возникает порочный круг.
Как можно скорее вернуть ребенка в школу, избегая принуждения? Можно использовать сопровождающее лицо, а единственно верное решение обратиться к психологу. Специалист поможет родителям найти убедительные доводы для посещения ребенком школы. Внимание родителей необходимо переключить с озабоченности прогулами ребенка на диагностику семейного конфликта и его разрешение, изменение стиля взаимоотношений в семье.