Депрессивный невроз -психогенное невротическое заболевание, в клинической картине которого преобладает депрессивный синдром.

В возникновении депрессивного невроза главная роль принадлежит особо тяжелым, психотравмирующим ситуациям.

Непосредственная причина данного синдрома у детей — горе в связи с потерей близких или разлука с ними.

В ряде случаев этого заболевания в детском возрасте психотравмирующая ситуация не носит шокового характера.

Причиной депрессивного синдрома являются:

-ситуация недоверия, особенно к подросткам

-постоянное ущемление его самолюбия

-чрезмерно строгое и критическое отношение к нему

Как и у взрослых больных, у детей при депрессивном неврозе имеют место глубокие конфликты и психологические травмы. Так, в семьях, где родители страдают алкоголизмом, развитие этого заболевания обусловлено конфликтными ситуациями оскорбленного самолюбия, унижения.

Лица, с такой болезнью, имеют типичные для них особенности характера, формирование которых не случайно. Этим лицам свойственны сдержанность, стремление скрывать неприятные переживания, тормозить отрицательные эмоции.

У многих детей с депрессивным неврозом также отмечаются признаки резидуально-органической церебральной недостаточности, связанной с патологией беременности и родов, общими и мозговыми инфекциями, перенесенными в раннем возрасте.

Однако у детей с таким синдромом не наблюдается грубой задержки интеллектуального развития.

Клинические наблюдения за детьми с депрессивным синдромом подтверждают высказывания многих авторов о том, что психогенный  синдром характеризуется слезливостью — «плаксивая депрессия».

Отмечается повышенная склонность к слезам, особенно при упоминании о психической травме, неудачах. Для детей самого младшего возраста характерна склонность к капризам: после перенесенной острой или подострой психической травмы настроение грустное, в дальнейшем ребенок может плакать без особой причины.

Это заболевание тесно связано с психотравмирующей ситуацией. Усиление депрессивного синдрома наблюдается при повторении психической травмы. Ребенок становится пассивным, не выражает никаких желаний. Такие дети внешне замкнуты, пассивно подчиняемы.

У детей школьного возраста пассивность отражается на учебе, заметно снижаются интересы и творческая активность. Дети  склонны предъявлять много соматических жалоб, развивается ипохондричность. Они жалуются на слабость, плохой аппетит, неопределенные и тягостные ощущения, боли в области сердца, живота и т.д.

Также характерным проявлением заболевания у детей является нарушение сна. Неврозы сочетаются с состоянием тревоги, ночными кошмарами, что вызывает спонтанное пробуждение, страхом, связанным с конфликтными переживаниями.

Страх обычно отражает содержание психической травмы. При психической травме, связанной с потерей близкого человека, матери, ребенок начинает бояться за свое здоровье, здоровье бабушки, старшего в семье, на которого ребенок может положиться. Может обнаруживаться также повышенная склонность к возникновению страхов по малейшему поводу, пугливость.

Появление синдрома вообще и в рамках депрессивного невроза в частности требует принятия незамедлительных мер. В такой ситуации квалифицированную помощь может оказать только детский психиатр — врач, разбирающийся в клинической картине и знающий тонкости течения заболевания у детей.